09:19 24 Января 2018
Таллинн-5°C
Крым. Мангуп-Кале

Рощи пальм и акаций: ученые выяснили, как жили древние люди

© Sputnik / Артем Креминский
71 0 0

Палеонтологи впервые получили полную картину того, как жили наши древнейшие предки. Ученые выяснили, в каких условиях они обитали, чем питались и какие животные их окружали.

ТАЛЛИНН, 10 мар — Sputnik. Масштабные раскопки в Олдувайском ущелье помогли палеонтологам выяснить, что наши первые предки жили в рощах пальм и акаций, где они могли разделывать туши добываемых ими жирафов, антилоп и прочих копытных животных из саванн Африки, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

"Наша находка представляет собой древний аналог Помпей, погребенных под пеплом Везувия. Это место было также погребено выбросами вулкана, расположенного в нескольких десятках километров от ущелья", — заявила Гейл Эшли из Ратгеровского университета (США).

Эшли и ее коллеги воспользовались этими "помпеями" времен зари человечества для того, чтобы впервые в истории палеонтологии и антропологии получить полную картину того, как жили наши предки: в каких условиях они обитали, чем они питались и какие животные их окружали.

Для этого ученые провели раскопки в разных уголках ущелья на площади в 25 тысяч квадратных метров. Они изучали структуру образцов окаменевшей почвы, их химический состав, доли изотопов в растительных и животных останках и прочие индикаторы, способные указать на родовую или даже видовую принадлежность флоры и фауны Олдувая почти 2 миллиона лет назад.

Эти данные помогли Эшли и ее коллегам выяснить, где и как жили два вида гоминидов, обитавших в ущелье в то время: первые умелые люди (Homo habilis) и "щелкунчики"-парантропы (Paranthropus boisei).

Наши предположительные предки, как показывают расчеты ученых, предпочитали жить не в саваннах, как считали некоторые антропологи, а в небольших рощах из пальм и акаций, которые росли на территории Олдувая 1,8-2 миллиона лет назад.

Судя по останкам жирафов, антилоп и других копытных животных в этих рощах, первые Homo питались мясом, а не только растительной пищей, и разделывали добычу прямо на территории этих "лесополос".

Диета парантропов и место их обитания были несколько другими: они питались в основном растительной и достаточно твердой пищей, в основном папоротниками, и жили неподалеку от водоемов и заболоченных территорий.

Главными врагами и конкурентами наших предков в борьбе за пищу выступали крупные хищники — львы, леопарды и гиены, которые могли также охотиться на парантропов. В целом, как признают ученые, жизнь в ущелье была очень суровой для первых гоминидов из-за жесткой конкуренции с этими хищными животными. Данный фактор мог быть одной из главных движущих сил в эволюции наших предков, заключают палеонтологи.

• Кабинет министров Латвийской республики, Государственная канцелярия Латвийской республики

Кабмин поддержал законодательные поправки, предусматривающие перевод средних школ на латышский язык обучения к 1 сентября 2021 года.

• Украинский паспорт, архивное фото

Демографическая ситуация в Литве ухудшается: темпы эмиграции не снижаются, растет иммиграция, в страну приезжает все больше украинцев. Чем это может грозить Литве?

• Кабинет министров

После реформы правительства Молдовы кабмин уточнит, что входит в компетенции премьера и его заместителей.

• Галстук-бабочка

Минский аэропорт ввел правила для перевозчиков, желающих работать на его территории, они касаются как внешнего вида водителей, так и состояния автомобилей.

• Запуск ракеты системы Javelin американского производства на учениях тайваньской армии

Американские ракетные комплексы Javelin уже в Грузии, заявили в Минобороны страны - теперь военным предстоит научиться ими пользоваться.

• Осень в Абхазии

Судмедэксперты не нашли признаков насильственной смерти россиянина Андрея Лихачева, чье тело было найдено в горах Абхазии в октябре 2017 года.

• Граница

В Южной Осетии вновь взялись за обустройство границы с Грузией - с ноября между республиками уже установлен забор протяженностью более километра.

• Кабинет министров